• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Математический анализ

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель

Латышев Александр Михайлович

Латышев Александр Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при освоении школьного курса математики. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: 1. Квантовая химия; 2. Теория вероятностей; 3. Профильных химических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов базовых знаний о методах математического анализа
  • предоставление студентам аналитической базы для изучения последующих математических и специализированных курсов
  • развитие логического мышления и умения оперировать абстрактными объектами, привитие навыков корректного употребления математических понятий и символов для выражения различных количественных и качественных отношений
  • развитие навыка строгих математических рассуждений и доказательств
  • знакомство студентов с программным обеспечением, позволяющим решать задачи математического анализа
  • формирование у студентов навыков применения методов математического анализа в исследовательской деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • обучающийся должен ВЛАДЕТЬ навыками: методами разложения функций в ряды Фурье; методами оценки сходимости ряда Ряда Фурье.
  • обучающийся должен ВЛАДЕТЬ навыками: методами вычисления площадей поверхностей в пространстве, поверхностных интегралов 1-го и 2-го рода, потока через замкнутую поверхность, а также циркуляции векторного поля вдоль замкнутого контура, использования теорем Гаусса-Остроградского, Стокса, формулы Грина.
  • обучающийся должен ВЛАДЕТЬ навыками: профессиональным языком предметной области знания; основными методами решения дифференциальных уравнений; способами построения и решения математических моделей явлений различной природы при помощи дифференциальных уравнений.
  • обучающийся должен ВЛАДЕТЬ навыками: работы с комплексными числами, изображения комплексных чисел на комплексной плоскости, сложение, умножение, вычисление корней (формула Муавра), тригонометрическая запись комплексного числа (формула Эйлера), дифференцирования функций комплексного переменного, разложения функций комплексного переменного в ряд Лорана, вычисления сходимости ряда Лорана, вычисления интегралов с помощью вычетов.
  • обучающийся должен ВЛАДЕТЬ навыками:  исследования прикладных задач с помощью производной и интеграла;  методами исследования непрерывности и дифференцируемости функций и отображений;  методами разложения функций в ряды Тейлора и Фурье;  навыками решения задач на экстремум с помощью производной;  навыками вычисления одномерных и многомерных интегралов.
  • обучающийся должен УМЕТЬ: -вычислять дифференциальные операторы (rot,div, grad) скалярных и векторных полей, вычислять площадь поверхности в пространстве, вычислять поверхностные интегралы 1-2 рода, использовать связь между поверхностными интегралами 1, 2-го рода для вычисления потока через замкнутую поверхность. Применять полученные знания в физических задачах, в частности уметь переходить от дифференциальной формулировки уравнений электродинамики, к интегральной.
  • обучающийся должен УМЕТЬ: интегрировать дифференциальные уравнения 1-го порядка: a) с разделяющимися переменными, б)однородные и сводимые к ним, в)линейные и сводимые к ним, г)в полных дифференциалах, интегрировать линейные дифференциальные уравнения n-го порядка с постоянными коэффициентами (однородные и неоднородные), и системы дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами (однородные и неоднородные).
  • обучающийся должен УМЕТЬ: классифицировать линейные уравнения в частных производных, использовать стандартные методы решения уравнений гиперболического, параболического и элиптического типов.
  • обучающийся должен УМЕТЬ: применять методы комплексного интегрирования и дифференцирования в прикладных задачах.
  • обучающийся должен УМЕТЬ: применять преобразование Фурье в задачах математического моделирования и математической физики.
  • обучающийся должен УМЕТЬ:  дифференцировать элементарные функции и находить производные композиций функций  вычислять интегралы функций одного и нескольких переменных;  исследовать задачи на экстремум с помощью производной;  исследовать ряды на сходимость и находить суммы рядов;  вычислять криволинейные и поверхностные интегралы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Практикум: введение в производные и интегралы
  • Основы векторного анализа
  • Множества, числа и последовательности.
  • Дифференциальные уравнения.
  • Производная.
  • Ряды Фурье, преобразование Фурье
  • Числовые ряды.
  • Введение в комплексный анализ
  • Степенные ряды. Ряд Тейлора.
  • Предел функции и непрерывность
  • Интеграл Римана функций одной переменной.
  • Теорема о неявной функции Теорема об обратной функции.
  • Матрица Якоби. Производная композиции. Гессиан.
  • Понятие метрического пространства. Норма и расстояние в n-мерном пространстве. Вектор-функции
  • Несобственный интеграл.
  • Функции многих переменных. Предел и непрерывность функций многих переменных
  • Производные функций нескольких переменных
  • Метод множителей Лагранжа. Условный экстремум.
  • Кратный интеграл. Понятие кратного интеграла по двумерной и трехмерной области. Переход к повторному интегралу: теорема Фубини.
  • Отображения. Вектор-функции многих переменных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    В течение учебного года планируется 10 домашних работ (4 в первом семестре и 6 во втором семестре)
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    В течение учебного года планируется 12 самостоятельных работ (5 в первом семестре и 7 во втором семестре)
  • неблокирующий Контрольная работа
    Планируется две контрольных работы: в конце 1 модуля и в конце 3 модуля.
  • неблокирующий Экзамен
    При проведении экзамена в дистанционном формате следует руководствоваться следующими Правилами проведения экзамена https://docs.google.com/document/d/1wucBt1JL0yWwdWxxyG4jN0PL_fsPE9E_OYlklMOTmlE/edit?usp=sharing
  • неблокирующий Квиз
    За семестр предполагается провести 4 Квиза. В каждом квизе предлагается 4 задачи. При выставлении оценки, применяется арифметическое округление к ближайшему целому. В случае правильного и полного ответа на задачу студент получает максимальное количество баллов за нее. При наличии ошибок или при неполном ответе оценка снижается на 1 балл.
  • неблокирующий Домашние работы
    За семестр предполагается провести 3 домашних работы. Дз состоит из 10 задач. При выставлении оценки, применяется арифметическое округление к ближайшему целому. В случае правильного и полного ответа на задачу студент получает максимальное количество баллов за нее. При наличии ошибок или при неполном ответе оценка снижается на 1 балл. При отсутствии ответа на задачу или наличия в нем грубых ошибок за ответ на задачу выставляется 0 баллов. Общее количество баллов за домашнее задание получается суммированием оценок за задачи. Домашние задания, сданные после срока, оцениваются так: опоздание в пределах двух часов – штраф 10% от полученной оценки, в пределах суток – штраф 20%, в пределах недели – штраф 50%. Домашние задания, сданные через неделю после указанного срока и позже, не принимаются.
  • неблокирующий Контрольная работа
    За семестр предполагается провести 1 контрольную работу. Кр состоит из 7 задач. При выставлении оценки, применяется арифметическое округление к ближайшему целому. В случае правильного и полного ответа на задачу студент получает максимальное количество баллов за нее. При наличии ошибок или при неполном ответе оценка снижается на 1 балл.
  • неблокирующий Экзамен (2 модуль)
    Экзамен состоит из двух частей, письменной и устной. На письменной части экзамена предлагается 2 теоретических вопроса, и две задачи. При выставлении оценки, применяется арифметическое округление к ближайшему целому. В случае правильного и полного ответа на задачу студент получает максимальное количество баллов за нее. При наличии ошибок или при неполном ответе оценка снижается на 1 балл. На устной части происходит обсуждение решенных задач и теоретических вопросов. В случае если студент захочет повысить свою оценку за экзамен, будут предложены дополнительные теоретические вопросы.
  • неблокирующий Экзамен (4 модуль)
    Экзамен состоит из двух частей, письменной и устной. На письменной части экзамена предлагается 2 теоретических вопроса, и две задачи. При выставлении оценки, применяется арифметическое округление к ближайшему целому. В случае правильного и полного ответа на задачу студент получает максимальное количество баллов за нее. При наличии ошибок или при неполном ответе оценка снижается на 1 балл. На устной части происходит обсуждение решенных задач и теоретических вопросов. В случае если студент захочет повысить свою оценку за экзамен, будут предложены дополнительные теоретические вопросы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    В промежуточную аттестацию 2 модуля 1курса промежуточная оценка (ИО1) определяется по формуле: ИОi=0.3* Оэкз+0.27*Окр1+ 0.15*Oдз+0.28*ОКр2, где Оэкз - оценка за экзамен, Окр1, Окр2 - оценка за контрольную работу, Oдз - средняя оценка за домашние задания. В промежуточную аттестацию 2 модуля курса промежуточная оценка (ИО2) определяется по формуле: ИОi=0.35* Оэкз+0.25*Окр+ 0.15*Oдз+0.25*Осам, где Оэкз - оценка за экзамен, Окр - оценка за контрольную работу, Oдз - средняя оценка за два домашних задания и Осам - средняя оценка за самостоятельные работы.
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    В промежуточную аттестацию 4 модуля 1 курса промежуточная оценка (ИО2) определяется по формуле: ИО2=0.5 Оэкз + 0.4 Окр + 0.2 Одз, где Оэкз - оценка за экзамен, Окр - среднее арифметическое за две контрольные, Одз - среднее арифметическое за 4 домашних задания. В 4 модуле 2 курса промежуточная оценка (ИО4) определяется по формуле: ИО4=0.35* Оэкз+0.25*Окр+ 0.15*Oдз+0.25*Осам, где Оэкз - оценка за экзамен, Окр - оценка за контрольную работу, Oдз - средняя оценка за три домашних задания и Осам - средняя оценка за пять самостоятельных работ.
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.24 * Домашние работы + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен (2 модуль) + 0.16 * Квиз
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.16 * Квиз + 0.24 * Домашние работы + 0.3 * Экзамен (4 модуль) + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Векторный анализ : задачи и упражнения: учеб. пособие для вузов, Краснов, М. Л., 1978
  • Гурова, З. И. Математический анализ. Начальный курс с примерами и задачами : учебник / З. И. Гурова, С. Н. Каролинская, А. П. Осипова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2006. — 352 с. — ISBN 5-9221-0328-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2172 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дифференциальные уравнения : учеб. пособие, Демидович, Б. П., 2003
  • Дифференциальные уравнения в частных производных второго порядка, Смирнов, М.М., 1964
  • Дифференциальные уравнения с разрывной правой частью, Филиппов, А. Ф., 1985
  • Иванов, О. Математический анализ для первокурсников / О. Иванов, С. Климчук. — Москва : МЦНМО, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-4439-2081-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/71822 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Математический анализ в задачах и упражнениях (несобственные интегралы и ряды Фурье), Виноградова, И. А., 1998
  • Методы теории функций комплексного переменного, Лаврентьев, М. А., 2002
  • Привалов И. И. - РЯДЫ ФУРЬЕ 5-е изд. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 164с. - ISBN: 978-5-534-03203-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ryady-fure-433811
  • Ряды Фурье; Теория поля; Аналитические и специальные функции; преобразование Лапласа : уч. пособие, Романовский, П. И., 1980
  • Функции комплексного переменного : задачи и примеры с подробными решениями: учеб. пособие для вузов, Краснов, М. Л., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Битюков, Ю. И. Математический анализ. Начальный курс с примерами и задачами : учебное пособие / Ю. И. Битюков, А. Н. Ильина, Я. Г. Мартюшова ; под редакцией А. И. Кибзуна. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, [б. г.]. — Часть 2 — 2015. — 308 с. — ISBN 978-5-9221-1598-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/91170 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Будаев В. Д., Якубсон М.Я. - Математический анализ. Функции одной переменной - Издательство "Лань" - 2012 - 544с. - ISBN: 978-5-8114-1186-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3173
  • Будаев В.Д., Якубсон М.Я. - Математический анализ. Функции нескольких переменных - Издательство "Лань" - 2017 - 456с. - ISBN: 978-5-8114-2595-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/96244
  • Карасев, И. П. Теория функций комплексного переменного : учебное пособие / И. П. Карасев. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2008. — 216 с. — ISBN 978-5-9221-0960-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2190 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Пантелеев А.В., Якимова А.С. - Теория функций комплексного переменного и операционное исчисление в примерах и задачах - Издательство "Лань" - 2015 - 448с. - ISBN: 978-5-8114-1921-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/67463
  • Ряды Фурье в современном изложении. Т. 1: ., Эдвардс, Р., 1985
  • Ряды Фурье в современном изложении. Т. 2: ., Эдвардс, Р., 1985